Согласно пункту 4 статьи 11 Закона РК «Об ответственном обращении с животными»
(введен в действие с 1 сентября 2023 года) учет домашних животных производится
на платной основе с использованием изделий (средств) учета домашних животных.
Согласно пункту 10 Правил учета домашних животных и перечня домашних животных, подлежащих учету,
утвержденных приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 20 мая 2022 года № 169
(Правила учета) изделие (средство) учета позволяет идентифицировать домашнее животное в течение всего
жизненного срока домашнего животного.
Согласно пункту 11 Правил учета владелец домашнего животного самостоятельно выбирает и приобретает изделие (средство) учета.
Неоднозначное понимание у регистраторов и владельцев домашних животных вызывает пункт 12 Правил учета, согласно которому
установка изделий (средств) учета производится регистратором путем использования:
- болюсов посредством введения в отдел желудочно-кишечного тракта домашнего животного;
- чипов посредством их подкожного введения;
- браслетов или ошейников либо шлейки;
- электронной метки;
- бирки по центру уха домашнего животного, не задев при этом вены;
- татуировки.
Анализ правовой нагрузки данной показывает, что она не определяет виды изделий (средств) учета, а
лишь определяет полномочие регистратора на их установку.
Тем не менее ключевым вопросом является перечень предписанных законодательством изделий (средств) учета.
Ответ на данный вопрос находится в нормах международного права, в частности в праве Евразийского
экономического союза, участником которого является Республика Казахстан согласно Договору о Евразийском
экономическом союзе, ратифицированном соответствующим Законом Республики Казахстан от 14 октября 2014 года (Договор о ЕАЭС).
Как известно, согласно пункту 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, международные договоры,
ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами.
Согласно пункту 13 Приложения 1 к Договору о ЕАЭС Комиссия Евразийского экономического союза в пределах
своих полномочий принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обязательные для государств-членов,
распоряжения, имеющие организационно-распорядительный характер, и рекомендации, не имеющие обязательного
характера. Решения Комиссии входят в право Союза и подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов.
Так, согласно Главе 15 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам,
подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Комиссии Евразийского экономического союза
от 18 июня 2010 года № 317 (Евразийские ветсантребования) допускается перемещение ПО ТЕРРИТОРИИ Евразийского экономического
союза собак и кошек, перевозимых для личного пользования, в количестве не более 2 голов без карантинирования в сопровождении
ветеринарного паспорта животного согласно приложениям № 2 и 3 к Евразийским ветсантребованиям.
Согласно пункту 6 Приложения №3 к Евразийским ветсантребованиям (Порядок заполнения ветеринарного паспорта животного) ветеринарный
паспорт может быть оформлен только на идентифицированное животное при наличии у животного микрочипа и (или) клейма (татуировки).
Таким образом требование по наличию у животного чипа или татуировки действует на территории Казахстана и других стран-участниц ЕАЭС
с 1 июля 2010 года.
Пункт 12 Правил учета необходимо рассматривать в совокупности с правом Евразийского экономического союза, а перечисленные в нем,
помимо чипа и татуировки, изделия (средства) учета необходимо рассматривать в качестве дополнительных (не основных).
В этой связи, в сервисе учета домашних животных в качестве обязательных изделий (средств) учета предусмотрены чип и/или татуировка,
нанесенные непосредственно в/на животное.
Иной подход к учету животных, позволяющий постановку домашних животных без чипа и/или татуировки может привести к безответственному
отношению к животным, кражам животных, коррупционным рискам при освоении бюджетных средств при отлове, вакцинации, стерилизации,
постановке на учет (снятие или подмена ошейника, шлейки и т.п. съемных средств учета, их установки на несуществующих «воздушных»
животных и т.д.) и в результате полной дискредитации учета, недостижению цели Закона об ООЖ по гуманному обращению с животными.