Вопросы и ответы

Вопросы и ответы

Учет – регистрация сведений о питомце и его владельце в информационную систему и формирования электронного паспорта животного, в который вносятся сведения о питомце, проведенных ветеринарных мероприятиях (чипирование, вакцинация, осмотр, стерилизация/кастрация и тд.) и др.

В случае утери питомца или если животное оказалось на улице, то информационная система облегчит поиск потерявшегося питомца и даст возможность привлечь к ответственности бросив животное умышленно.

Распространены случаи, когда, к примеру, безнадзорные животные нападают на человека, после чего хозяин, отпустивший ее гулять без поводка и намордника, просто заявляет, что она ему не принадлежит. Доказать ничего невозможно. Безответственный владелец, виновник трагедии, остается безнаказанным. Если же животное помечено, то установить хозяина можно практически моментально.

Кроме того, регистрируя питомца в системе, владелец животного получает всю историю жизненного цикла своего питомца. Владелец животного видит, когда необходимо вакцинировать своего питомца, когда необходимо провести осмотр, какие препараты и вакцины были использованы и другие действия.

Также учет направлен на сокращение числа безответственных владельцев и обеспечение ветеринарной безопасности Вашего животного.

Во-первых, согласно пп.25) ст.1 Закона Республики Казахстан «Об ответственном обращении с животными» учет домашних животных – это обязательная регистрация сведений о присвоении индивидуального номера домашнему животному, его владельце с местом жительства и проведенных ветеринарных мероприятиях.

Во-вторых, данные передаются не в частную компанию, а в государственную базу данных учета животных, которая формируется с помощью информационной системы, поставщика которой определило Управление ветеринарии области, города республиканского значения или столицы в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области государственных закупок.

Согласно п.2. ст.11. Закона Республики Казахстан «Об ответственном обращении с животными» учет домашних животных осуществляется государственными ветеринарными организациями, созданными местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, физическими или негосударственными юридическими лицами, осуществляющими лечебно-профилактическую предпринимательскую деятельность в области ветеринарии.

Согласно пп.20) п.3. гл.1. Правил учета животных , регистратор – индивидуальный предприниматель или негосударственное юридическое лицо, осуществляющие лечебно-профилактическую предпринимательскую деятельность в области ветеринарии или государственная ветеринарная организация, созданная местным исполнительным органом.

Таким образом, регистратор – это ветеринарная организация (ветеринарная клиника или государственная ветеринарная станция), которая имеет ветеринарные разрешительные документы.

Согласно п.2. ст.11. Закона Республики Казахстан «Об ответственном обращении с животными» учет домашних животных осуществляется государственными ветеринарными организациями, созданными местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, физическими или негосударственными юридическими лицами, осуществляющими лечебно-профилактическую предпринимательскую деятельность в области ветеринарии.

Согласно пп.20) п.3. гл.1. Правил учета животных , регистратор – индивидуальный предприниматель или негосударственное юридическое лицо, осуществляющие лечебно-профилактическую предпринимательскую деятельность в области ветеринарии или государственная ветеринарная организация, созданная местным исполнительным органом.

Согласно п.7. Правил учета животных, регистратор проводит следующие действия по регистрации событий в базе данных:

  1. активация домашнего животного (по факту мечения):
    • рождение домашнего животного;
    • импорт домашнего животного;
    • находка безнадзорного домашнего животного;
    • мечение домашнего животного;
  2. деактивация домашнего животного:
    • умерщвление домашнего животного;
    • смерть домашнего животного;
    • исчезновение домашнего животного;
  3. выявление признаков болезни по результатам клинического осмотра;
  4. ветеринарно-профилактические мероприятия;
  5. передислокация домашнего животного (открепление от места содержания к географическим данным которого прикреплено домашнее животное и прикрепление к другому месту содержания):
    • убытие домашнего животного;
    • прибытие домашнего животного;
  6. изменение владельца домашнего животного;
  7. о карантине домашнего животного;
  8. об обременении домашнего животного.

Согласно Закону Республики Казахстан «Об ответственном обращении с животными» учет животных производится по всем видам: владельческие животные, бродячие животные, безнадзорные животные и служебные животные.

Согласно Закону Республики Казахстан «Об ответственном обращении с животными» учет животных производится по всем видам: владельческие животные, бродячие животные, безнадзорные животные и служебные животные вне зависимости от их местонахождения и периодичности выгула.

Персональные данные владельцев животных регистрируются на платформе kezekte.kz и подсистеме «Информационная система учета животных «TAÑBA» которые были испытаны на соответствие требованиям информационной безопасности Испытательной лабораторией АО «Государственная техническая служба» Комитета национальной безопасности РК, по результатам чего Комитетом по информационной безопасности Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан выдан Акт испытаний на соответствие требованиям информационной безопасности №KZ94VQQ00079640 от 30 мая 2023 года.

Также, «Информационная система учета животных «TAÑBA» подключена к Оперативному центру по информационной безопасности Центр анализа и расследования кибер атак.

В случае нарушения требований безопасности персональных данных, повлекшего причинение вреда всем или одному из участников процесса учета животных, виновный участник процесса учета животных несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Услуги чипирования находятся в конкурентной среде. Стоимость чипирования устанавливается ветеринарной клиникой.

Проверка на учет животного в информационной системе будет осуществляется уполномоченным органов в области ответственного обращения с животными, уполномоченным органов в области ветеринарии и органами внутренних дел Республики Казахстан.

Чипировать животного можно с возраста более 45 дней.

Инструкции и видео-инструкции для пользователя опубликованы на веб-портале информационной системы учета животных «TAÑBA» и в телеграмм-чате https://t.me/tanbaqaz, а также в телеграмм-чате ветклиник (закрытый чат, по приглашению).

Текущее законодательство Республики Казахстан не предусматривает каких-либо налоговых отчислений для владельцев животных.

Да, можно. Для этого при регистрации животного (для ветклиники) или добавлении записи о животном (для владельца животного) необходимо выбирать тип регистрации «Ранее чипированное животное», далее нужно будет указать номер чипа, который вживлен в животного и по окончанию регистрации животного в Информационной системе учета животных «TAÑBA» система автоматически присвоит ИНЖ (индивидуальный номер домашнего животного).

Во-первых, согласно п.2. ст.12. Закона Республики Казахстан «О персональных данных и их защите», хранение персональных данных осуществляется собственником и (или) оператором, а также третьим лицом в базе, находящейся на территории Республики Казахстан.

Во-вторых, учет и регистрацию животного необходимо производить в информационной системе учета животных, которую определил компетентный в вопрос обеспечения учета государственный орган - акимат области, города республиканского значения или столицы в лице управления ветеринарии или сельского хозяйства в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области государственных закупок.

В-третьих, уполномоченный орган в области ответственного обращения с животными, уполномоченный орган в области ветеринарии и органы внутренних дел Республики Казахстан будут принимать решения и определять степень ответственности на данных, зарегистрированных в информационной системе учета животных, которую определил акимат области, города республиканского значения или столицы в лице управления ветеринарии или сельского хозяйства в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области государственных закупок.

Для редактирования данных по животному необходимо в электронном паспорте животного нажать на зеленую кнопку «Добавить событие» и выбрать значение «Редактирование данных». Однако редактированию подлежать только следующие данные по животному:

  • фото животного;
  • адрес фактического местонахождения животного;
  • кличка (имя животного) животного;
  • вес животного;
  • высота в холке животного;
  • порода животного;
  • окрас животного;
  • особые отметки;
  • иные сведения;
  • примечание;
  • документы.

Все остальные данные по животному подлежат корректировки только через официальный запрос в управление ветеринарии вашего региона.

При любом перемещении животного необходимо регистрировать эти события в информационной системе.

В Информационной системе учета животных «TAÑBA» опубликован Реестр ветеринарных клиник, который находится в открытом доступе по адресу https://tanba.kezekte.kz/ru/reestr-tanba-public/vetclinic/list.

Ни в каком законе такое прописано не может быть. Как правило законы нашей страны нейтральны.

Статьей 9 Закона Республики Казахстан «Об ответственном обращении с животными» установлена компетенция местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы в области ответственного обращения с животными по учету домашних животных.

Таким образом, местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области государственных закупок определяют информационную систему учета животных, в которой будет производиться регистрация и учет животных.

Ответственность за нарушение Правил учета животных установлена статьей 407-2 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» , по которой компетенция на административную практику закреплена за органами внутренних дел ( статья 685 Кодекса ):

  • на физических лиц – в размере 10 МРП;
  • на должностных лиц – в размере 20 МРП;
  • на юридических лиц – в размере 30 МРП.
При рецидивах размер штрафа увеличивается.

Информацию по бесплатному чипированию можно посмотреть на официальных интернет-ресурсах (сайтах) местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы.

Согласно пункту 4 статьи 11 Закона РК «Об ответственном обращении с животными» (введен в действие с 1 сентября 2023 года) учет домашних животных производится на платной основе с использованием изделий (средств) учета домашних животных.

Согласно пункту 10 Правил учета домашних животных и перечня домашних животных, подлежащих учету, утвержденных приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 20 мая 2022 года № 169 (Правила учета) изделие (средство) учета позволяет идентифицировать домашнее животное в течение всего жизненного срока домашнего животного.

Согласно пункту 11 Правил учета владелец домашнего животного самостоятельно выбирает и приобретает изделие (средство) учета.

Неоднозначное понимание у регистраторов и владельцев домашних животных вызывает пункт 12 Правил учета, согласно которому установка изделий (средств) учета производится регистратором путем использования:

  1. болюсов посредством введения в отдел желудочно-кишечного тракта домашнего животного;
  2. чипов посредством их подкожного введения;
  3. браслетов или ошейников либо шлейки;
  4. электронной метки;
  5. бирки по центру уха домашнего животного, не задев при этом вены;
  6. татуировки.

Анализ правовой нагрузки данной показывает, что она не определяет виды изделий (средств) учета, а лишь определяет полномочие регистратора на их установку.

Тем не менее ключевым вопросом является перечень предписанных законодательством изделий (средств) учета.

Ответ на данный вопрос находится в нормах международного права, в частности в праве Евразийского экономического союза, участником которого является Республика Казахстан согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, ратифицированном соответствующим Законом Республики Казахстан от 14 октября 2014 года (Договор о ЕАЭС).

Как известно, согласно пункту 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами.

Согласно пункту 13 Приложения 1 к Договору о ЕАЭС Комиссия Евразийского экономического союза в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обязательные для государств-членов, распоряжения, имеющие организационно-распорядительный характер, и рекомендации, не имеющие обязательного характера. Решения Комиссии входят в право Союза и подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов.

Так, согласно Главе 15 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Комиссии Евразийского экономического союза от 18 июня 2010 года № 317 (Евразийские ветсантребования) допускается перемещение ПО ТЕРРИТОРИИ Евразийского экономического союза собак и кошек, перевозимых для личного пользования, в количестве не более 2 голов без карантинирования в сопровождении ветеринарного паспорта животного согласно приложениям № 2 и 3 к Евразийским ветсантребованиям.

Согласно пункту 6 Приложения №3 к Евразийским ветсантребованиям (Порядок заполнения ветеринарного паспорта животного) ветеринарный паспорт может быть оформлен только на идентифицированное животное при наличии у животного микрочипа и (или) клейма (татуировки). Таким образом требование по наличию у животного чипа или татуировки действует на территории Казахстана и других стран-участниц ЕАЭС с 1 июля 2010 года.

Пункт 12 Правил учета необходимо рассматривать в совокупности с правом Евразийского экономического союза, а перечисленные в нем, помимо чипа и татуировки, изделия (средства) учета необходимо рассматривать в качестве дополнительных (не основных). В этой связи, в сервисе учета домашних животных в качестве обязательных изделий (средств) учета предусмотрены чип и/или татуировка, нанесенные непосредственно в/на животное.

Иной подход к учету животных, позволяющий постановку домашних животных без чипа и/или татуировки может привести к безответственному отношению к животным, кражам животных, коррупционным рискам при освоении бюджетных средств при отлове, вакцинации, стерилизации, постановке на учет (снятие или подмена ошейника, шлейки и т.п. съемных средств учета, их установки на несуществующих «воздушных» животных и т.д.) и в результате полной дискредитации учета, недостижению цели Закона об ООЖ по гуманному обращению с животными.


2015 - © KEZEKTE.KZ
7